В настоящее время аланы относятся к народам Кавказа. Но их история и культура не всегда была связана с горной местностью. В начале нашей эры аланы были кочевниками, а их племена возглавляли вожди. Основными занятиями мужчин были война, защита своего племени и набеги. Не было у аланов смерти более уважаемой, чем смерть на поле боя. Вообще смерти уделялось огромное значение. И вот именно в этот период культура Аланских Провидцев достигла своего расцвета. Как бы далеко не отправлялось войско, с ним всегда был Провидец. Именно он готовил души воинов к сражению, чтобы смерть на поле боя не приковала душу к тому месту, где она погибла, а дала бы ей силу и покровительство духов, которые после сражения должны были отвести ее в мир душ.
Во время любого сражения вождь всегда находился впереди и вёл воинов за собой. Но довольно большая группа людей всегда оставалась на месте, чтобы защитить Провидца. Ведь его боялись потерять даже больше, чем вождя. Кроме того, у Провидца были видения, о которых гонцы немедленно сообщали вождю.
После сражения Провидец вызывал духов, которые шли по полю битвы и собирали души умерших. А ещё рассказывали про тех, кто был слаб и не достоин больше находиться среди воинов. Их тут же хоронили рядом с погибшими.
В мирное время Провидцы занимались знахарством. Часть жизни они посвящали изучению трав и их влиянию на тело человека. Они создавали мази, настойки и отвары, помогали больным. Для женщин, стариков и детей Провидец был главным человеком в поселении. Поэтому у него всегда была пища и самое лучшее место для жизни. Все, что Провидцу было необходимо, другие тут же отдавали без доли сомнений. Однако у него была и масса лишений.
Провидцам было запрещено иметь жену и детей до зрелого возраста. Считалось, что мужчина должен копить свою духовную силу, а не растрачивать ее на женщину и продолжение рода. Однако Провидцу разрешалось иметь помощницу, она становилась травницей и обучалась знахарскому делу. А после он мог на ней жениться. Но если вдруг помощница беременела до свадьбы, то ее могли и убить. Поэтому многие Провидцы вовсе воздерживались от отношений.
Аланские мужчины вообще очень трепетно относились к женщинам - уважали и почитали их. Жених даже мог взять в жены ту, которая не была девственницей, что порицалось во многих культурах того времени.
Провидцу было запрещено высказывать свое негативное мнение в адрес других людей. Считалось, что слово, сказанное Провидцем в гневе, может разрушить душу человека. Нельзя было иметь в собственности лошадей и другие признаки богатства. Даже громко разговаривать было запрещено. Провидцы вообще не должны были обладать сильными эмоциями, потому что это могло увести их с пути Духов. Поэтому они пили специальные травы и регулярно проводили обряды, чтобы лишить себя многих проявлений души и развить в себе силу Духа. Они оставляли себе лишь сердце, но закрывали его для всех.
В конце концов, когда Провидец был готов полностью, проводился финальный «змеиный обряд». Считалось, что к этому времени душа Провидца была уже не так привязана к его телу. Ее сила уступала силе Духа внутри него. Тогда травница уходила в леса в поисках змеи, а Провидец погружался в транс, чтобы узнать у духов каким именем они нарекли его душу. Узнав заветное слово, он передавал это имя змее. Если она кусала его, духи не принимали душу Провидца. А если же становилась покорной, то отныне душа Провидца была в ней и уходила в мир душ после смерти животного. Провидец же становился человеком без души, но с великим Духом внутри.
И теперь он не вопрошал к духам, а общался с ними на равных, потому что сам был Духом. Только после этого он был готов к потомству, а его сердцу разрешалось испытывать любовь. Но проявлять это чувство на людях, открыто, было запрещено. Ведь Провидец был для всех выше того, что принято называть жизнью.
Сыновья Провидцев всю жизнь занимались с отцом. И занимали его место после смерти. От дочерей же было принято отказываться, их отдавали семьям, которые были готовы их принять. Если у Провидца не было детей и он умирал, то племя ждало разорение. В этом случае люди расходились в поисках других племен.
Со временем культура аланов претерпевает глобальные изменения. Происходит отказ от кочевничества, образуются целые города и государства. Это меняет и образ аланов. Вожди видят угрозу в авторитете Провидцев, а тесные связи с соседями знакомят их с язычеством. В отличии от аланских провидцев, язычники обещают влиять на погоду, что необходимо для земледелия.
Жрецы и шаманы поклоняются богам, а духи считаются у них промежуточным звеном между человеком и богами. Более того, сосредоточение религиозных знаний не подразумевает единоличие. Если Провидец должен быть один на целый город или поселение, то жрецов может быть множество, а значит, в их лице не существует угрозы авторитету вождей.
Культура Провидцев оказывается не способной бороться. То, что раньше делало ее сильной, теперь делает ее мертвой. Невозможность высказывать свою волю в негативном или агрессивном ключе. Безэмоциональность и ограниченность в ресурсах превращают провидцев в отшельников, умирающих в нищете. Провидцам суждено пасть от язычества. Двенадцать столетий культуры будет уничтожено и забыто. Но история аланов на этом не заканчивается.
В шестнадцатом веке от аланов практически ничего не осталось. Но часть народа спасается в горах Кавказа. Именно горная Осетия станет новой колыбелью для аланского народа. Да, потомки Провидцев сохранят свою жизнь в Осетии, но культура Провидцев будет утеряна на века. Утеряна, но не уничтожена!!!